Дом Матрены и его роль в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»
Интерьер дома матрены цитаты
Солженицына « Матрёнин двор». Секция: литература. Содержание Актуальность: Мир предметов может рассказать нам о человеке: о его увлечениях, нравственных принципах, ценностях.
Ответить Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» — очень емкое и психологическое произведение. Характер Матрены Васильевны раскрывается не только в каких-либо поступках, разговорах, но и немаловажную роль играют в этом детали интерьера. Зачастую предметы в литературных произведениях помогают узнать героя с другой стороны, намекают на какие-то скрытые качества. В «Матренином дворе» мы видим простое хозяйство, неказистое, в котором явно нет мужской руки, так как изба требует ремонта, а рабочему инвентарю, в лучшем случае, нужны новые черенки для лопат и вил.
Солженицына «Матрёнин двор» и в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» на доске записываем тему и эпиграф Цель урока: формирование духовных, нравственных традиций, приобщение к общенациональным ценностям. Ни один шаг по лестнице духовного восхождения невозможен без шага вниз, по ступеням, ведущим в её подземные сокровища: чем выше ветви, тем глубже корни. К сегодняшнему уроку вы прочитали два произведения: рассказ Солженицына «Матренин двор» и повесть Распутина «Прощание с Матерой». А критерием оценки человека стала не социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. На столе лежат кроссворды для проверки знания текстов произведений.
Интерьер как способ создания характера матрены. Матренин двор – анализ произведения
У меня такой манеры не было. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась». К сегодняшнему уроку вы прочитали два произведения: рассказ Солженицына «Матренин двор» и повесть Распутина «Прощание с Матерой». Между ними и бревнами мыши проделали себе ходы и, нисколько не смущаясь и не боясь, бегали по стенам до самого потолка. Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Последнюю ночь старухи проводят в бараке — «курятнике», где было даже и не темно, а слепо и исподно… «В молчании и потерянности старухи забылись».
Дом Матрены в рассказе "Матренин двор", изба, жилище | Образ, характеристика, описание, интерьер
Содержание Актуальность: Мир предметов может рассказать нам о человеке: о его увлечениях, нравственных принципах, ценностях. Нужно только уметь это делать. Через интерьер человек демонстрирует те изменения, которые происходят с ним, как с личностью.
Иногда он демонстрирует это не совсем осознанно, иногда он лукавит… Теперь можно предположить, что интерьер играет достаточно большую роль при характеристике персонажа. Забудни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампадку. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... О самой избе она ничего не сказала. Еще три сестры ее метили получить эту избу. Чтобы отдать горницу Кире, нужно "извлечь" ее из общей конструкции дома.
Для этого нужно ломать крышу, что для Матрены означает конец всей ее жизни: "Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.
Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это -- конец ее жизни всей. Чисто вымели полы. Тусклое Матренино зеркало завесили широким полотенцем старой домашней вытоки. Сняли со стены праздные плакаты. Сдвинули мой стол. И к окнам, под образа, поставили на табуретках гроб, сколоченный без затей.
В итоге изба Матрены достается одной из сестер, коза - второй сестре, а сарай и забор достается Фаддею. Фаддей разбирает забор и сарай и увозит к себе: "Спор шел об избе: кому она -- сестре или приемной дочери.
В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.
Анализ произведения говорит, что образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе , облик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим.
Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь.
Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запуши».
Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома.
Поэтому она долго не соглашалась ломать избу. Сюжет и композиция Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой. Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю.
Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого.
А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире.
Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель. В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Описание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. А Фаддей даже не приходит на поминки. Художественные особенности анализируемого рассказа Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини.
В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Во второй части героиня рассказывает о себе сама.
Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.
Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое». В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи.
Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт , Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта — в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...
В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди. Значение произведения «Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности?
Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись «чудаки» , пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В чем суть праведности Матрены? Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.
Как писал Н. Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага».
В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения , выдержанностью художественного вкуса. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» — на все времена. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
Ожегова «И отпущено каждому живущему только: свой труд — и своя душа». Главный вопрос урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше.
В переводе с латинского языка «Матрёна» обозначает — мать. Интерьер как способ создания характера. Изгнила щепа, посерели бревна, Просторная, дом темноватый, серый, изгнивающий Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой Колченогая, немолода, подобранная из жалости Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание Кишели по ночам. Слитный, единый непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи Портрет как способ создания характера.
Ничего, по сути, не имея, эта женщина умеет многое отдавать. Речь как способ создания характера. На своём на добром? Смысл повседневного существования Матрёны «Мне почти не слышались её утренние хлопоты». Та — мышей душила…» Отношение окружающих к героине Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрёне на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжёлая немочь — болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. Настоящая жизнь Матрёны Что было в её жизни? Чего не было в её жизни? Что было в её жизни? Несправедливое отношение общества Приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину «Разочтя, я понял, что чёрный настойчивый этот старик — родной брат мужа её, без вести пропавшего». Что пришлось испытать Матрёне в прошлом?
4706 :: 4707 :: 4708 :: 4709 :: 4710 :: 4711 :: 4712 :: 4713 :: 4714